Preview

Мир университетской науки: культура, образование

Расширенный поиск

Интерактивная дидактическая игра как условие формирования основ безопасного поведения у дошкольников

https://doi.org/10.18522/2658-6983-2025-1-15-21

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста в условиях современных угроз и вызовов. Обосновывается значимость дошкольного образования в подготовке подрастающего поколения к действиям в кризисных ситуациях. Анализируются теоретические подходы к формированию безопасного поведения, подчеркивается важность использования игровых технологий. Особое внимание уделяется интерактивной дидактической игре как эффективному условию формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Раскрывается роль игровых, визуальных и мультимедийных средств обучения в развитии познавательных способностей и навыков безопасного поведения. В результате исследования доказывается, что интерактивная дидактическая игра является эффективным инструментом формирования у детей основ безопасного поведения.

Об авторах

И. Э. Куликовская
Южный федеральный университет
Россия

Куликовская Ирина Эдуардовна – доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольного образования Академии психологии и педагогики,

Служебный адрес: 344065, пер. Днепровский, 116, корп. 3, г. Ростов-на-Дону.

Телефон: +7 (863) 218-40-00, доб. 11635.



Е. С. Калинкина
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 46 «Чебурашка»
Россия

Калинкина Елена Сергеевна – воспитатель,

Служебный адрес: 346082, ул. Заречная 103, х. В. Митякин Тарасовского района Ростовской области.

Телефон: +7 (863) 863-51-80.



Список литературы

1. Антюхин Э., Сулла М. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизни. 2011. № 5. С. 65-73.

2. Белинова Н.В., Катина С.Н. К дискуссии о проблеме формирования навыков безопасного поведения у дошкольников // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований: сборник трудов Международной научно-практической конференции «XV Левитовские чтения» (Москва, 15-16 апреля 2020 года). В 3-х томах. Том 3. М.: Перо, 2020. С. 40-45. EDN: AKZGXU.

3. Ермолаева Л.А., Тенюкова Г.Г. Анализ опыта развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами дидактической игры // Научное сообщество студентов: проблемы художественного и музыкального образования: сборник научных статей V Всероссийской студенческой научно-практической конференции (Чебоксары, 23 апреля 2020 года). Выпуск V. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2020. С. 120-125.

4. Жарова М.А. Использование интерактивных дидактических игр в развитии личности ребенка дошкольного возраста // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 14. С. 204-205. EDN: PALOQN.

5. Куликовская И.Э., Романова Ю.В. Опасность стихий мира: детям о природных чрезвычайных ситуациях // Мир университетской науки: культура, образование. 2023. № 3. С. 47-54. DOI: 10.18522/2658-6983-2023-3-47-54. EDN: RAIZYM.

6. Лизунова Е.В. К вопросу о пожарной безопасности детей старшего дошкольного возраста // Самарский научный вестник. 2013. № 3. С. 55-57.

7. Мошкин В.Н. Закономерности воспитания культуры безопасности // Основы безопасности жизни. 2015. № 7. С. 12-14.

8. Навыки спасения жизни. Научите ребенка главному: рецензия // Обруч: образование, ребенок, ученик. 2023. № 1. С. 48. Рецензия на книгу: Навыки спасения жизни. Научите ребенка главному / И. Емельянова, О. Котлованова. ISSN: 2308-7498

9. Ступина Е.А. Интерактивные дидактические игры как средство повышения познавательной активности дошкольников // Традиции и инновации в педагогическом образовании: сборник научных трудов IV международной конференции (Екатеринбург, 21 апреля 2018 года). Выпуск 4. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2018. С. 142-145. EDN: VJSYQM.

10. Тимофеева Л.Л. Проблема обеспечения психологической безопасности дошкольников // Проблемы социализации растущего человека в современном мире: сборник научных трудов по материалам Международной научной конференции (Белгород, 25-26 сентября 2013 года). Белгород, 2013. С. 105-110.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: письма и приказы Минобрнауки. М.: ТЦ Сфера, 2015. 96 с.

12. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения детей дошкольного возраста. М.: Педагогическое общество России, 2015. 188 с.

13. Araiza-Alba P., Keane T., Matthews B., Simpson K., Strugnell G., Chen W.S., Kaufman J. The potential of 360-degree virtual reality videos to teach water-safety skills to children. Computers & Education. 2021. Vol. 163 (1). DOI: 10.1016/j.compedu.2020.104096.

14. Buttazzoni A., Pham J., Nelson Ferguson K., Fabri E., Clark A., Tobin D., Gilliland J. Supporting children’s participation in active travel: developing an online road safety intervention through a collaborative integrated knowledge translation approach. International Journal of Qualitative Studies on Health and Well-being. 2024. Vol. 19 (1). DOI: 10.1186/s12889-018-5890-y.


Рецензия

Для цитирования:


Куликовская И.Э., Калинкина Е.С. Интерактивная дидактическая игра как условие формирования основ безопасного поведения у дошкольников. Мир университетской науки: культура, образование. 2025;(1):15-21. https://doi.org/10.18522/2658-6983-2025-1-15-21

For citation:


Kulikovskaya I.E., Kalinkina E.S. Interactive didactic game as a condition for forming the foundations of safe behavior in preschool children. The world of academia: culture, education. 2025;(1):15-21. (In Russ.) https://doi.org/10.18522/2658-6983-2025-1-15-21

Просмотров: 31


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-6983 (Online)