Preview

Мир университетской науки: культура, образование

Расширенный поиск

Краеведение в дошкольном образовании: семейные проекты как инструмент формирования эмоционально-ценностного отношения детей к малой родине

https://doi.org/10.18522/2658-6983-2025-4-8-15

Аннотация

Статья посвящена решению актуальной проблемы формирования эмоционально-ценностного отношения к малой родине у детей дошкольного возраста через интеграцию семейных проектов в систему краеведческой деятельности дошкольных образовательных организаций. На основе анализа нормативно-правовых документов (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) и современных исследований выявлен дефицит системности в реализации краеведческого компонента, а также низкий уровень вовлеченности семей в воспитательный процесс. Авторами разработана и апробирована инновационная модель семейных проектов, объединяющая когнитивные, эмоционально-аксиологические и поведенческие аспекты. Эмпирическое исследование, проведенное на базе дошкольного образовательного учреждения № 116 города Ростова-на-Дону (60 детей 5-6 лет), подтвердило гипотезу о том, что системное использование проектной деятельности с участием родителей повышает уровень знаний о родном крае, усиливает эмоциональную привязанность и стимулирует практическую активность детей. Научная новизна работы заключается в разработке критериев сформированности ценностного отношения (когнитивный, эмоционально-аксиологический, поведенческий) и авторской модели семейных проектов. Теоретическая значимость исследования состоит в расширении концепции патриотического воспитания за счет акцента на семейно-ориентированном подходе, а практическая – в создании проектных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями.

Об авторах

И. Э. Куликовская
Южный федеральный университет
Россия

Куликовская Ирина Эдуардовна - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дошкольного образования, Академия психологии и педагогики

г. Ростов-на-Дону, Телефон: +7 (863) 218-40-00, доб. 11635 



Э. А. Васькина
Southern Federal University
Россия

Васькина Элла Алексеевна - аспирант, Академия психологии и педагогики

г. Ростов-на-Дону, Телефон: +7 (863) 218-40-00, доб. 11635 



Список литературы

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: учебное пособие. М.: ЦГЛ, 2004. 252 с.

2. Гилева А.В. Воспитание любви к малой родине средствами краеведения в конце XX – начале XXI века: опыт экспедиционного изучения дошкольных образовательных учреждений Пермского края // Научный диалог. 2018. № 5. С. 256-267.

3. Колыганова М.В. Краеведение как средство патриотического воспитания старших дошкольников // Молодой ученый. 2020. № 14 (304). – С. 18-20.

4. Комратова Н.Г. Краеведение в системе дошкольного образования: социокультурный аспект // Интеграция образования. 2006. № 2. С. 106-113.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/

6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 28.02.2025) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2025). URL: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-obobrazovanii/glava-7/statja-64/

7. Федорова А.Г., Чекмазова Л.Г., Леднева Е.М., Какуева А.К. Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ // Молодой ученый. 2016. № 28 (132). С. 953-954.

8. Bowlby J.A. Secure base: Clinical applications of attachment theory. Psychology Press, 1988. 196 p.

9. Fredella C., Zecca L. Local history and identity building: a case study in the ϐield of active citizenship education // Investigación en la Escuela. 2020. Vol. 100. P. 88-102.

10. Grimshaw L., Mates L. It’s part of our community, where we live: Urban heritage and children’s sense of place // Urban Studies. 2022. Vol. 59. No. 7. URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/00420980211019597

11. Smith J. Digital Tools in Early Childhood Education. Springer, 2022.


Рецензия

Для цитирования:


Куликовская И.Э., Васькина Э.А. Краеведение в дошкольном образовании: семейные проекты как инструмент формирования эмоционально-ценностного отношения детей к малой родине. Мир университетской науки: культура, образование. 2025;(4):8-15. https://doi.org/10.18522/2658-6983-2025-4-8-15

For citation:


Kulikovskaya I.E., Vaskina E.A. Local history in preschool education: family projects as a tool for shaping the emotional and value attitude of children to their small homeland. The world of academia: culture, education. 2025;(4):8-15. (In Russ.) https://doi.org/10.18522/2658-6983-2025-4-8-15

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-6983 (Online)