Основы пропедевтики русского языка как иностранного
https://doi.org/10.18522/2658-6983-2025-2-47-53
Аннотация
В статье рассматриваются основы пропедевтического курса по русскому языку как иностранному (РКИ), включающие лингвистический компонент, основанный на методе полного физического реагирования (Total Physical Response, TPR), и социокультурный компонент, включающий изучение культуры, традиций, а также просмотр художественных советских и современных русских фильмов с субтитрами на родном/английском языке. Обосновывается значимость пропедевтики иностранных языков для формирования чувства языка, снижения языковой тревожности и развития социокультурной компетенции обучающихся. Особое внимание уделяется влиянию аудиовизуальных материалов на мотивацию студентов, развитие аудиальных навыков и расширение пассивного словарного запаса. Представлены перспективы дальнейшего эмпирического исследования эффективности данного курса.
Об авторе
М. Б. КалининаРоссия
Калинина Мария Борисовна – методолог образовательных программ
109074, Китайгородский проезд, 7, стр. 1., г. Москва
Телефон: +7 (903) 514-32-06
Список литературы
1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 937 с.
2. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьника: психолого-педагогические аспекты языкового образования. М.; Воронеж: Модэк, 2002. 286 с.
3. Брокгауз Ф., Ефрон И. Иллюстрированный энциклопедический словарь. М.: Эксмо, 2019. 960 с.
4. Зиязова И.Р. Кинофильмы с субтитрами как дидактический материал при изучении иностранного языка // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2014. № 4. С. 81-85.
5. Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков. М.: Высшая школа, 1981. 159 с.
6. Новая философская энциклопедия. В 4 т. / науч. ред. В.С. Степин. 2-е изд., испр. и доп. М.: Мысль, 2010. 2816 с.
7. Потапова М.В. Пропедевтика как дидактическое условие преемственности в системе непрерывного физического образования: диссертация кандидата педагогических наук. Челябинск: ЮУрГГПУ, 2001. 278 с.
8. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000. 261 с.
9. Asher J.J. Learning another language through actions. 7th ed. Los Gatos: Sky Oaks Productions, 2009. 354 p.
10. Horwitz E.K., Horwitz M.B., Cope J.A. Foreign language classroom anxiety // The Modern Language Journal. 1986. Vol. 70. No. 2. P. 125-132.
11. Hu Ping-Ying. The correlation between need satisfaction and learning motivation: A self-determination theory perspective // International Journal of Learning and Teaching. 2017. No. 9 (1). P. 319-329.
12. Krible G. Audiovisual input and language learning: The role of genre and visual complexity // TESOL Quarterly. 2010. Vol. 44. No. 3. P. 465-494.
13. Vandergrift L. Recent developments in second and foreign language listening comprehension research // Language Teaching. 2007. Vol. 40. No. 3. P. 191-210.
Рецензия
Для цитирования:
Калинина М.Б. Основы пропедевтики русского языка как иностранного. Мир университетской науки: культура, образование. 2025;(2):47-53. https://doi.org/10.18522/2658-6983-2025-2-47-53
For citation:
Kalinina M.B. Methodological foundations of the propedeutics of russian as a foreign language. The world of academia: culture, education. 2025;(2):47-53. (In Russ.) https://doi.org/10.18522/2658-6983-2025-2-47-53