Preview

Мир университетской науки: культура, образование

Расширенный поиск

Характер нарушений орфографической деятельности у второклассников с общим недоразвитием речи

https://doi.org/10.18522/2658-6983-2024-6-55-66

Аннотация

В статье представлены результаты и обобщение многолетнего авторского исследования актуальной проблемы риска возникновения дизорфографии у второклассников с общим недоразвитием речи. На основе авторской классификации дизорфографии, мониторинга риска ее возникновения, применения методики изучения, качественной и количественной оценки состояния орфографической деятельности данной категории детей описываются данные о разной степени риска возникновения дизорфографии (высокой, умеренной, низкой) и степени ее выраженности (тяжелой, средней, легкой). Типологию риска возникновения дизорфографии у выявленных трех кластеров обучающихся представили смешанные формы дизорфографии (обусловленной нарушением морфологической (морфемной и морфолого-синтаксической), фонематической и графической основы орфографической деятельности). Научные данные позволят в дальнейшем определить систему дифференцированной логопедической работы по предупреждению данного нарушения письма у второклассников с общим недоразвитием речи.

Об авторе

И. В. Прищепова
Российский государственный педагогический университета им. А. И. Герцена
Россия

Прищепова Ирина Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры логопедии 

191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки 48
Телефон: +7 (812) 232-15-57



Список литературы

1. Колодяжная Т.П., Березовская Р.В., Вихарева М.Б., Малова Л.В., Рыбалко В.Е. Профилактика дисграфии у детей младшего школьного возраста // Мир университетской науки: культура, образование. 2021. № 5. С. 43-48.

2. Лалаева Р.И. Дисграфия и дизорфография как расстройства формирования языковой способности у детей // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: матер. I Междунар. конф. Рос. ассоц. дислексии / под общ. ред. Г.В. Чиркиной и др. М.: Изд-во МСГИ, 2004. C. 132-140.

3. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: избр. труды. М.: Аркти, 2005. 224 с.

4. Парамонова Л.Г. Предупреждение и преодоление дизорфографии у детей с общим недоразвитием речи: учеб-метод. пособие. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. 140 с.

5. Прищепова И.В. Логопедическая работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи: дис. … канд. пед. наук: 13.00.03. СПб., 1993. 297 с.

6. Прищепова И.В. Логопедическая работа. Усвоение орфографических навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи: практическое пособие. М.: Юрайт, 2023. 201 с.

7. Прищепова И.В. Система логопедического воздействия по предупреждению и преодолению дизорфографии у обучающихся с общим недоразвитием речи: монография. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2021. 239 с.

8. Стеценко И.А., Голобородько И.Э. Функциональная грамотность в контексте «живой педагогики» как актуальной платформы развития образования в условиях новой реальности: смыслы, ценности, перспективы // Мир университетской науки: культура, образование. 2022. № 8. С. 19-28.

9. Фатыхова Р.М., Шакирова Г.Р. Психологические аспекты исследования учебной неуспешности младших школьников // UNIVERSUM: психология и образование: электрон. научн. журн. 2023. №5 (107). С. 7-10. URL: https://clck.ru/3BvJBB (дата обращения: 15. 07. 2024).

10. Grigorenko E.L. et al. Understanding, educating, and supporting children with specific learning disabilities: 50 years of science and practice // American Psychologist. 2020. № 75 (1). P. 37-51.

11. Kellogg R.T. Training writing skills: A cognitive developmental perspective // Journal of Writing Research. 2008. Vol. 1 (1). P. 1-26.

12. Lewis B.A., Freebairn L.A., Taylor H.G. Academic outcomes in children with histories of speech sound disorders // Journal of Communication Disorders. 2000. № 33 (1). P. 11-30.

13. Martín-Ruiz M.L., Duboy M.Á., de la Cruz I.P. Deployment and validation of a smart system for screening of language disorders in primary care // Sensors (Basel). 2013. № 13 (6). P. 7522-7545.

14. Martins M.R.I. et al. Screening for motor dysgraphia in public schools // Jornal de Pediatria (Versão em Português). 2013. № 89 (1). P. 70-74.

15. Prior M., Bavin E., Ong B. Predictors of school readiness in five- to six-year-old children from an Australian longitudinal community sample // Educational Psychology. 2011. № 31 (1). P. 3-16.

16. Zengin-Akkuş P., Çelen-Yoldaş T., Kurtipek G., Özmert E.N. Speech delay in toddlers: Are they only `late talkers`? // Turk J Pediatr. 2018. № 60 (2). P. 165-172.


Рецензия

Для цитирования:


Прищепова И.В. Характер нарушений орфографической деятельности у второклассников с общим недоразвитием речи. Мир университетской науки: культура, образование. 2024;(6):55-66. https://doi.org/10.18522/2658-6983-2024-6-55-66

For citation:


Prishchepova I.V. The nature of spelling disorders of second-graders with general speech pathology. The world of academia: culture, education. 2024;(6):55-66. (In Russ.) https://doi.org/10.18522/2658-6983-2024-6-55-66

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-6983 (Online)