Специфика подросткового возраста как детерминанта агрессивного поведения
https://doi.org/10.18522/2658-6983-2023-10-152-157
Аннотация
В статье рассматривается проблема агрессивного поведения подростков, которая имеет не только чрезвычайную значимость для практики воспитания и образования, но и продолжает сохранять, несмотря на интенсивность исследований, высокую степень научной актуальности. Основное внимание обращено к выделению детерминант, обусловливающих проявление агрессии. В качестве внешних детерминант, ведущих к агрессивному поведению подростков, выделены нарастающая цифровизация современного общества, чрезвычайные ситуации, неопределенность общественного бытия. Однако внимание авторов сосредоточено на обосновании обусловленности агрессивного поведения подростков внутренней (психологической) детерминанты – специфике подросткового возраста. Вследствие столкновения подростка со «сложным миром» происходит трансформация психоэмоционального состояния и сознания подростков, нравственных представлений, формируется ориентация на потребление, использование негуманных форм и методов взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Отмечается вклад в исследовании проблемы агрессивного поведения подростков Л.М. Семенюк и И.А. Фурманова, классифицировавших подростков с агрессивным поведением по группам, с выделением в качестве типообразующего признака конкретную форму агрессивного поведения, проявляемую подростком, описав при этом их личностные характеристики. Подчеркивается высокая практическая значимость материалов этих исследований, позволяющих наиболее эффективно осуществлять выбор диагностического инструментария, методов коррекции, способов педагогического взаимодействия с агрессивными подростками.
Об авторах
Т. В. СлезкоРоссия
Слезко Тамара Владимировна – кандидат социологических наук, доцент кафедры «Истории, философии и социальных технологий»
Служебный адрес: ул. Пушкинская, 111, г. Новочеркасск, 346428
Телефон: 8 (8635) 243242
А. В. Духавнева
Россия
Духавнева Алла Владимировна – доктор педагогических наук, доцент профессор кафедры «Психологии и управления персоналом»
Служебный адрес: пр. М. Нагибина, 33А/47, г. Ростов-на-Дону, 344068
Телефон: 89081948919
Список литературы
1. Бандура А., Уотерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М: Апрель Пресс, 2000. 508 с.
2. Выготский Л.С. Педология подростка // Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т., Т. 1. М.,1982.
3. Меньшикова Т.И. Специфика агрессивного поведения подростков // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2017. № 3. С. 106–115.
4. Поликаркина М.С. К проблеме специфики проявления агрессивности и становления «Образа-Я» в подростковом возрасте // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 2 (121). С. 296–301.
5. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. 96 с.
6. Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. М.; Воронеж: МПСИ: Модек, 2008. 206 с.
7. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Мн: БГПУ им. М. Танка. 1996. 216 с.
8. Цыганова Л.Н. Понятие «агрессивность» в психолого-педагогической литературе. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте // Вестник Мордовского университета. 2011. № 2. С. 188–196.
9. Buss A.H. The psychology of aggression. New-York: John Wiley, 1961.
10. Fromm E. The Anatomy of Human Destructiveness. Harry Holt and Co., New York,1992.
Рецензия
Для цитирования:
Слезко Т.В., Духавнева А.В. Специфика подросткового возраста как детерминанта агрессивного поведения. Мир университетской науки: культура, образование. 2023;(10):152-157. https://doi.org/10.18522/2658-6983-2023-10-152-157
For citation:
Slezko T.V., Dukhavneva A.V. SPECIFICS OF ADOLESCENCE AS AGGRESSIVE BEHAVIOR DETERMINANT. The world of academia: culture, education. 2023;(10):152-157. (In Russ.) https://doi.org/10.18522/2658-6983-2023-10-152-157