Preview

Мир университетской науки: культура, образование

Расширенный поиск

Речевые игры как метод развития вербальной коммуникации у младших школьников с РАС

https://doi.org/10.18522/2658-6983-2023-10-119-126

Аннотация

В данной статье проведен теоретический анализ по проблеме развития вербальной коммуникации у детей младшего школьного возраста с РАС. Проведена систематизация, анализ и обобщение данных литературы по вопросу использования речевых игр как способа развития вербальной коммуникации у младших школьников с РАС. В том числе, определены особенности коммуникативной деятельности, обучения и воспитания детей с РАС, а также описаны наиболее эффективные способы организации коррекционно-развивающей работы с этими детьми с использованием речевых игр. Представленные в статье данные могут быть использованы для планирования коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками с РАС, развития у них вербальной коммуникации.

Об авторах

Г. В. Карантыш
Южный федеральный университет
Россия

Карантыш Галина Владимировна – доктор  биологических наук, заведующий кафедрой коррекционной педагогики Академии психологии и педагогики

Служебный адрес: пер. Днепровский, 116, корп. 4, г. Ростов-на-Дону, 344065

Телефон: 8 961 296 92 02



Ю. В. Котова
Южный федеральный университет
Россия

Котова Юлия Владимировна – магистрант 1 года обучения Академии психологии и педагогики

Служебный адрес: пер. Днепровский, 116, корп. 4, г. Ростов-на-Дону, 344065

Телефон: 8 961 296 92 02



Н. В. Тимофеева
Южный федеральный университет
Россия

Тимофеева Наталья Владимировна – магистрант 3 года обучения Академии психологии и педагогики

Служебный адрес: пер. Днепровский, 116, корп. 4, г. Ростов-на-Дону, 344065

Телефон: 8 961 296 92 02



Т. Н. Шашуркина
Южный федеральный университет
Россия

Шашуркина Татьяна Николаевна – магистрант 3 года обучения Академии психологии и педагогики

Служебный адрес: пер. Днепровский, 116, корп. 4, г. Ростов-на-Дону, 344065

Телефон: 8 961 296 92 02



Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. СПб. Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2007.

2. Барбера М.Л. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход. М.: Рама Паблишинг, 2017. 304 с.71.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2002. 400 с.

4. Гладченко Н.С. Особенности логопедической работы по развитию вербальной коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра младшего школьного возраста в условиях логопункта // Вопросы педагогики Учредители: Научноинформационный издательский центр «Институт стратегических исследований». 2022. С. 61–68.

5. Гринспен С., Уидер. С. На ты с аутизмом: использование методики FLOORTIME для развития отношений, общения и мышления. М. Теревинф. 2013. 512 с.

6. Иванкова Н.В., Захлебаева В.В., Киселенко Л.С. Развитие коммуникативных способностей младших школьников // Наука и реальность. 2020. №. 3. С. 19–21.

7. Калашникова С.А., Бойко Ю.О. Специфика коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра // Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика. 2022. С. 135–146.

8. Лынская М.И. M.A.P. (Motive, Adaptive, Play) метод активации развития речи у детей с нарушениями речи и развития. М.: ПАРАДИГМА, 2018. 104 с.

9. Мальтинская Н.А. История развития учения об аутизме // Концепт. 2017. №. S11. С. 53–61.

10. Морозов С.А., Морозова С.С., Морозова Т.И. Некоторые особенности ранней помощи детям с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15. №. 2. С. 19–31.

11. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. М. Теревинф. 2010. 288 с.

12. Нуриева Л. Развитие речи у аутичных детей. Методические разработки. Litres, 2009.

13. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон: (утв. Государственной Думой 29.12.2012, в ред. от. 04.08.2023). Режим доступа: https://clck.ru/C7fwL

14. Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ: приказ: (утв. Министерства образования и науки Российской Федерации 19.12.2014 года № 1598) – Режим доступа: https://clck.ru/gkPRc

15. Пучкова М.Г., Геккель А.А., Меринова Н.Н. Интерактивные игры-спектакли как вид театральной деятельности в условиях дошкольного образования для детей с ОВЗ // Категория «социального» в современной педагогике и психологии. 2023. С. 125–127.

16. Смородина Н.А. Особенности коммуникативной функции речи у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра // Вестник магистратуры. 2019. №. 7-2. С. 71.

17. Хаустов А.В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. М.: ЦПМССДиП, 2010. 87 с.

18. Щукина Д.А. Логопедическая диагностика детей с расстройством аутистического спектра. М.: Редкая птица, 2019. 192 с.

19. Abrams D.A., Lynch C.J., Cheng K.M. et al. Underconnectivity between voice-selective cortex and reward circuitry in children with autism. Proc Natl Acad Sci USA. 2013;110:12060-12065.

20. Aldred C., Green J., Adams C. A new social communication intervention for children with autism: pilot randomised controlled treatment study suggesting effectiveness. Journal of Child Psychology and Psychiatry, and Allied Disciplines 2004;45(8):1420-1430.

21. Anderson D.K., Lord C., Risi S. et al. Patterns of growth in verbal abilities among children with autism spectrum disorder. Journal of Consulting and Clinical Psychology. 2007;75(4):594-604.

22. Bhat A. Multidimensional motor performance in children with autism mostly remains stable with age and predicts social communication delay, language delay, functional delay, and repetitive behavior severity after accounting for intellectual disability or cognitive delay: A SPARK dataset analysis. Autism Res. 2023;16(1):208-229.

23. Brignell A., Chenausky K.V., Song H. et al. Communication interventions for autism spectrum disorder in minimally verbal children. Cochrane Database Syst Rev. 2018;11(11):CD012324.

24. Dunfield K.A., Best L.J., Kelley E.A., Kuhlmeier V.A. Motivating Moral Behavior: Helping, Sharing, and Comforting in Young Children With Autism Spectrum Disorder. Front Psychol. 2019;10:25.

25. Elbeltagi R., Al-Beltagi M., Saeed N.K., Alhawamdeh R. Play therapy in children with autism: Its role, implications, and limitations. World J Clin Pediatr. 2023;12(1):1-22.

26. Feldman H.M. How Young Children Learn Language and Speech. Pediatr Rev. 2019;40(8):398-411.

27. Flax J., Gwin C., Wilson S. et al. Social (pragmatic) communication disorder: another name for the broad autism phenotype? Autism. Nov. 2019;23(8):1982–1992.

28. Friedman L., Sterling A. A Review of Language, Executive Function, and Intervention in Autism Spectrum Disorder. Semin Speech Lang. 2019;40(4):291-304.

29. Gabbatore I., Marchetti Guerrini A., Bosco F.M. The fuzzy boundaries of the social (pragmatic) communication disorder (SPCD): Why the picture is still so confusing? Heliyon. 2023;9(8):e19062.

30. Kasari C., Freeman S., Paparella T. Joint attention and symbolic play in young children with autism: a randomized controlled intervention study. J Child Psychol Psychiatry. 2006;47:611-620.

31. Landa R.J., Gross A.L., Stuart E.A., Faherty A. Developmental trajectories in children with and without autism spectrum disorders: the first 3 years. Child Dev. 2013;84(2):429-442.

32. Lee G.T., Qu K., Hu X. et al. Arranging play activities with missing items to increase object-substitution symbolic play in children with autism spectrum disorder. Disabil Rehabil. 2021;43(22):3199-3211.

33. Miller M., Young G.S., Hutman T. et al. Early pragmatic language difficulties in siblings of children with autism: implications for DSM-5 social communication disorder? JCPP (J. Child Psychol. Psychiatry) Jul. 2017;56(7):774-781.

34. Ozonoff S., losif A.M., Baguio F. et al. A prospective study of the emergence of early behavioral signs of autism. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2010;49(3):256-266.

35. Valori I., Carnevali L., Mantovani G., Farroni T. Motivation from Agency and Reward in Typical Development and Autism: Narrative Review of Behavioral and Neural Evidence. Brain Sci. 2022;12(10):1411.

36. Ward A., Boan A.D., Carpenter L.A., Bradley C.C. Evaluating the rate of social (pragmatic) communication disorder in children at risk for autism spectrum disorder. Child. Heal. Care. 2020; 49(4): 425-434.

37. Weismer E.S., Rubenstein E., Wiggins L., Durkin M.S. A preliminary epidemiologic study of social (pragmatic) communication disorder relative to autism spectrum disorder and developmental disability without social communication deficits. J. Autism Dev. Disord. 2021;51(8):2686-2696.

38. Zwaigenbaum L., Bryson S., Rogers T. et al. Behavioral manifestations of autism in the first year of life. Int J Dev Neurosci. 2005;23(2-3):143-152.


Рецензия

Для цитирования:


Карантыш Г.В., Котова Ю.В., Тимофеева Н.В., Шашуркина Т.Н. Речевые игры как метод развития вербальной коммуникации у младших школьников с РАС. Мир университетской науки: культура, образование. 2023;(10):119-126. https://doi.org/10.18522/2658-6983-2023-10-119-126

For citation:


Karantysh G.V., Kotova Y.V., Timofeeva N.V., Shashurkina T.N. SPEECH GAMES AS A METHOD FOR DEVELOPING VERBAL COMMUNICATION IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH AUTISM. The world of academia: culture, education. 2023;(10):119-126. (In Russ.) https://doi.org/10.18522/2658-6983-2023-10-119-126

Просмотров: 23


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-6983 (Online)