Двигательный опыт ребенка: свобода самовыражения и социальная адаптация
https://doi.org/10.18522/2658-6983-2024-1-15-23
Аннотация
В статье представлены результаты исследования особенностей формирования двигательного опыта как способа самовыражения и активной социальной адаптации детей 6–7 лет. Значимость раскрываемой в статье проблемы связана с трудностями социальной адаптации современных детей, связанных с неумением осознанно использовать двигательный опыт для самовыражения в социальной среде. В результате разработки критериев и методики оценивания двигательного опыта детей были изучены особенности понимания детьми особенности движений, их характер (быстрые – медленные, резкие – плавные и др.), способы выполнения движений (наклониться, присесть, ходить, бегать, размахивать руками и др.), как дети используют движения для установления взаимодействия с социальным миром, выражения своего эмоционального состояния, как дети переживают значимость своих движений, открывают смысл движений для самовыражения. В статье представлена методика формирования способов проявления двигательного опыта, включающая средства, формы и методы, направленная на самовыражение адекватное ситуации (коммуникативная, игровая, проблемная, новизны и др.) и субъекту взаимодействия (ребенок – взрослый, ребенок – ребенок, ребенок – дети); выражение и управление движениями и эмоциями.
Об авторах
Л. В. АбдульмановаРоссия
Абдульманова Любовь Витальевна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры дошкольного образования Академии психологии и педагогики
Служебный адрес: пер. Днепровский, 116, корп. 4, г. Ростов-на-Дону, 344065
Телефон: 8 961 296 92 02
И. Э. Куликовская
Россия
Куликовская Ирина Эдуардовна – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дошкольного
образования Академии психологии и
педагогики
Служебный адрес: пер. Днепровский, 116, корп. 4, г. Ростов-на-Дону, 344065
Телефон: 8 961 296 92 02
Список литературы
1. Абдульманова Л.В. Культуросообразное пространство становления двигательного опыта детей. LAP LAMBERT, 2012. 122 с.
2. Галимская, О.Г. Формирование двигательно-игрового опыта старших дошкольников посредством спортивных игр: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. Тамбов, 2017. 24 с.
3. Зинченко О.Ю. Дифференцированная методика общей и специальной подготовки теннисистов семилетнего возраста на основе учета их двигательного опыта: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2006. 24 с.
4. Куликовская И.Э., Чумичева Р.М. Технологии формирования у дошкольников целостной картины мира. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2004. 160 с.
5. Теория и методика физической культуры дошкольников / Под. ред. С.О. Филипповой. СПб: Издательство Детство Пресс, 2010. 656 с.
6. Куликовская И.Э., Колосова С.Г. Проектирование социокультурного образовательного пространства образовательной организации (из опыта работы Прогимназии № 63 ОАО «РЖД») // Педагогические науки. Известия Южного Федерального университета. № 11, 2017. С. 65–76.
7. Физическое развитие дошкольников: в 2 ч. / Под ред. Н.В. Микляевой. Ч. 2. М.: Издательство ТЦ Сфера, 2015. 176 с.
8. Fang M. et al. Impact of digital game-based learning on the social competence and behavior of preschoolers // Education and Information Technologies. 2022. Р. 1-14.
9. Johnson, G. (2015). Young Children at Risk of Digital Disadvantage. In: Heider, K., Renck Jalongo, M. (eds) Young Children and Families in the Information Age. Educating the Young Child, vol 10. Springer, Dordrecht. https://doi.org/10.1007/978-94-017-9184-7_15.
10. Michelle Ponti, Screen time and preschool children: Promoting health and development in a digital world, Paediatrics & Child Health, Volume 28, Issue 3, June 2023, Pages 184–192, https://doi.org/10.1093/pch/pxac125
Рецензия
Для цитирования:
Абдульманова Л.В., Куликовская И.Э. Двигательный опыт ребенка: свобода самовыражения и социальная адаптация. Мир университетской науки: культура, образование. 2024;1(1):15-23. https://doi.org/10.18522/2658-6983-2024-1-15-23
For citation:
Abdulmanova L.V., Kulikovskaya I.E. Children’s motor experience: freedom of expression and social adaption. The world of academia: culture, education. 2024;1(1):15-23. (In Russ.) https://doi.org/10.18522/2658-6983-2024-1-15-23