Подходы к коррекционно-логопедической работе с младшими школьниками с ЗПР в инклюзивном классе
https://doi.org/10.18522/2658-6983-2023-8-61-69
Аннотация
В статье представлены результаты анализа данных литературы, в рамках которого описаны подходы к коррекционно-логопедической работе с младшими школьниками с задержкой психического развития (далее – ЗПР) в инклюзивном классе начального звена обучения. Описаны компетенции, которыми необходимо обладать учителю-логопеду при работе с детьми с ЗПР, а также этапы коррекционно-логопедической работы на разных ее этапах. Перечислены условия проведения коррекционно-логопедической работы, в том числе, на индивидуальных или групповых занятиях с учетом нарушений высших психических функций и наиболее нарушенной стороны речи у детей с ЗПР. Отмечается, что учителю-логопеду важно при проведении работы с ребенком с ЗПР активно взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса, в том числе, с родителями.
Об авторах
Г. В. КарантышРоссия
Карантыш Галина Владимировна – доктор биологических наук, заведующий кафедрой коррекционной педагогики Академии психологии и педагогики
Служебный адрес: пер. Днепровский, 116, корп. 4, г. Ростов-на-Дону, 344065
Телефон: 8 961 296 92 02
В. Д. Грачев
Россия
Грачев Виталий Дмитриевич – старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики Академии психологии и педагогики
Служебный адрес: пер. Днепровский, 116, корп. 4, г. Ростов-на-Дону, 344065
Телефон:8 961 296 92 02
Л. П. Коняева
Россия
Коняева Лилия Петровна – магистрант 2 года обучения Академии психологии и педагогики
Служебный адрес: пер. Днепровский, 116, корп. 4, г. Ростов-на-Дону, 344065
Телефон: 8 961 296 92 02
А. Д. Качалкова
Россия
Качалкова Анастасия Дмитриевна – магистрант 3 года обучения Академии психологии и педагогики
Служебный адрес: пер. Днепровский, 116, корп. 4, г. Ростов-на-Дону, 344065
Телефон: 8 961 296 92 02
Т. А. Мяконькая
Россия
Мяконькая Татьяна Алексеевна – магистрант 3 года обучения Академии психологии и педагогики
Служебный адрес: пер. Днепровский, 116, корп. 4, г. Ростов-на-Дону, 344065
Телефон:8 961 296 92 02
Список литературы
1. Алехина С.В. ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья: трудности перехода // Образовательная политика. 2015. № 3 (69). С. 88–89.
2. Борзова Т.А. Статус инклюзии в системе современного образовательного пространств // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 2 (99). С. 112–114.
3. Григоренко Н.Ю. Логопедическое сопровождение детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной практики // Специальное образование. 2016. № 2 (42). С. 26–38.
4. Деменина Т.А. Анализ педагогических диагностических методик по выявлению нарушений звукопроизношения //Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. № 2(3). С. 77–85.
5. Киселева О.И., Сидорова Н.А. Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми младшего дошкольного возраста с учетом принципа индивидуализации образования // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2018. 3 (21). С. 49–56.
6. Логинова Е.А., Киргинцева М.А. Нарушения развития речи у детей с задержкой психического развития // Специальное образование. 2014. Т. 1, № 10. С. 136–139.
7. Мартынова Е.А., Томилова С.М. Организационно-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития в дошкольной образовательной организации // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2021. № 2-3 (14-15). С. 91–95.
8. Медведева О.А. Коррекция звукопроизношения на уроках произношения и индивидуальной работы в первом классе школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Специальное образование. 2008. № 1(9). С. 30–33.
9. Мелешко В.Г. Социальные аспекты интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях жизни общества // Коррекционно-педагогическое образование. 2021. № 3. С. 45–55.
10. Мосина Э.Г. Особенности развития связной речи детей младшего школьного возраста с ЗПР в инклюзивном классе // Инновационная наука. 2022. № 4-1. С. 48–50.
11. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей / Под ред. Т.А. Власовой и др. М.: Просвещение, 1981. 119 с.
12. Федосова О.Ю., Нестерова Т.В. Принципы логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей // Самарский научный вестник, 2014. № 1 (6). С. 110–113.
13. Филимонова М.И., Почкарева Т.В. Как организовать комплексную нейропсихологическую и логопедическую коррекцию детей, имеющих задержку психоречевого развития // «Chronos» Мультидисциплинарные науки. 2021. Т. 6, №5 (55). С. 16–19.
14. Чеканова М.В. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 4 (24). С. 151–154.
15. Шамарина Е.В. Обучение русскому языку младших школьников с задержкой психического развития в начальной школе // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2013. № 3 (79). С. 201–209.
16. Apeksha K., Mahadevaswamy B.H., Mahadev S., Shivananda M.T. Pattern Perception in Quiet and at Different Signal to Noise Ratio in Children with Learning Disability // J Int Adv Otol. 2019;15(2):263266.
17. Chen J., Justice L.M., Rhoad-Drogalis A., Lin T.J., Sawyer B. Social Networks of Children With Developmental Language Disorder in Inclusive Preschool Programs // Child Dev. 2020 Mar; 91(2):471-487.
18. Deevy P., Leonard, L.B. Sensitivity to morphosyntactic information in preschool children with and without developmental language disorder: A follow-up study // Journal of Speech, Language, and Hearing Research, 2018. 61(12), 3064–3074.
19. Ferenczy M., Pottas L., Soer M. Speech perception in noise in children with learning difficulties: A scoping review // Int J Pediatr Otorhinolaryngol. 2022 May;156:111101.
20. Okyere C., Aldersey H.M., Lysaght R., Sulaiman S.K. Implementation of inclusive education for children with intellectual and developmental disabilities in African countries: a scoping review // Disabil Rehabil. 2019 Oct;41(21):2578-2595.
21. Okyere C., Aldersey H.M., Lysaght R. The experiences of children with intellectual and developmental disabilities in inclusive schools in Accra, Ghana // Afr J Disabil. 2019 Jul 24;8:542.
22. Pahwa P.K., Mani S. Current Profile of Physical Impairments in Children with Cerebral Palsy in Inclusive Education Settings: A Cross-Sectional Study // J Neurosci Rural Pract. 2022 Jul 1;13(3):424-430.
23. Qiao X.F., Ren Q., Li X., Li T.L., Mariano R.S. Analysis of subjective perception and influencing factors of different inclusive education models among prelingually deaf children with a cochlear implant // J Int Med Res. 2020 Jun;48(6):300060520929855.
24. Samadi S.A., McConkey R. Perspectives on Inclusive Education of Preschool Children with Autism Spectrum Disorders and Other Developmental Disabilities in Iran // Int J Environ Res Public Health. 2018 Oct 20;15(10):2307.
25. Smogorzewska J., Szumski G., Grygiel P. Theory of mind development in school environment: A case of children with mild intellectual disability learning in inclusive and special education classrooms // J Appl Res Intellect Disabil. 2019 Sep;32(5):12411254.
26. Tryfon M., Anastasia A., Eleni R. Parental perspectives on inclusive education for children with intellectual disabilities in Greece // Int J Dev Disabil. 2019 Oct 11;67(6):420-428.
27. Visscher C., Houwen S., Scherder E.J., Moolenaar B., Hartman E. Motor profile of children with developmental speech and language disorders // Pediatrics. 2007 Jul;120(1):e158-63.
28. Webster R.I., Erdos C., Evans K., Majnemer A., Kehayia E., Thordardottir E., Evans A., Shevell M.I. The clinical spectrum of developmental language impairment in school-aged children: language, cognitive, and motor findings // Pediatrics. 2006 Nov;118(5):e1541-9.
29. Xue R., Chai H., Yao L., Fu W. The influence of school inclusive education climate on physical education teachers’ inclusive education competency: The mediating role of teachers’ agency // Front Psychol. 2023;14:1079853.
Рецензия
Для цитирования:
Карантыш Г.В., Грачев В.Д., Коняева Л.П., Качалкова А.Д., Мяконькая Т.А. Подходы к коррекционно-логопедической работе с младшими школьниками с ЗПР в инклюзивном классе. Мир университетской науки: культура, образование. 2023;(8):61-69. https://doi.org/10.18522/2658-6983-2023-8-61-69
For citation:
Karantysh G.V., Grachev V.D., Konyaeva L.P., Kachalkova A.D., Myakonkaya T.A. APPROACHES TO CORRECTIONAL AND SPEECH THERAPY WORK WITH PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION IN AN INCLUSIVE CLASSROOM. The world of academia: culture, education. 2023;(8):61-69. (In Russ.) https://doi.org/10.18522/2658-6983-2023-8-61-69