Арт-терапевтический эффект в процессе художественного обучения средствами виртуальной реальности
https://doi.org/10.18522/2658-6983-2023-4-69-74
Аннотация
В статье рассмотрены возможности, проблемы и принципы применения виртуальной реальности в рамках обучающих программ. Проанализированы исследования, показывающие как отрицательное, так и положительное влияние использования виртуальной среды в процессе обучения. Представлен арт-терапевтический эффект в процессе художественного обучения в виртуальной реальности. Даны характеристики технологии виртуальной реальности как элемента арт-терапии. Описано влияние иммерсивности VR-среды во время художественной деятельности. В статье VR исследуется как художественная среда, которая может быть использована в клинических целях в рамках арт-терапии. Даны рекомендации нивелирования отрицательных эффектов применения VR-технологии в художественном педагогическом процессе.
Об авторах
Ю. С. УшаневаРоссия
Ушанева Юлия Сергеевна – кандидат социологических наук, доцент кафедры теории и практики изобразительного искусства
Служебный адрес: пр-т Буденновский, 39, г. Ростов-на-Дону, 344082
Телефон: (863) 240-21-78
Г. В. Назаренко
Россия
Назаренко Григорий Владимирович – магистрант
Служебный адрес: пр-т Буденновский, 39, г. Ростов-на-Дону, 344082
Телефон: (863) 240-21-78
Список литературы
1. Белозеров О.И., Селина А.М. Цифровая живопись – замена современному искусству? // Academy. 2019. № 2. С. 12–16.
2. Луценко Е.В. Блеск и нищета виртуальной реальности // Научный журнал КубГАУ. 2016. № 124. URL: http://ej.1gb.ru/2016/10/pdf/01.pdf.
3. Шапинская E.H. Виртуальная реальность как пространство эскапизма: безграничные возможности и новые опасности // Культура культуры. 2014. № 4. URL: http://cult-cult.ru/escapism-in-cyberspace-boundless-opportunitiesandnew-dangers/.
4. Beidel, D.C. et al., 2019. Trauma management therapy with virtual-reality augmented exposure therapy for combat-related PTSD: a randomized controlled trial. Journal of Anxiety Disorders, 61: 64–74.
5. Brown, C., and R. Garner, 2016. Serious gaming, virtual, and immersive environments in art therapy. In: Digital Art Therapy: Material, Methods, and Applications (рр. 192–205). London: Jessica Kingsley Publishers.
6. Peck, T.C. et al., 2013. Putting yourself in the skin of a black avatar reduces implicit racial bias. Consciousness and Cognition, 22 (3): 779–787.
7. Schnell, K. et al., 2011. Functional relations of empathy and mentalizing: an fMRI study on the neural basis of cognitive empathy. Neuroimage, 54 (2): 1743–1754.
8. The results of the research, conducted by Lorraine Bardeen. URL: https://blogs.windows.com/devices/2017/11/01/mixed-reality-momentumcontinuesmodernworkplace-microsoft-hololensexpands29-new-markets/.
9. Vincelli, F., E. Molinari and G. Riva, 2001. Virtual reality as clinical tool: immersion and three-dimensionality in the relationship between patient and therapist. Studies in health technology and informatics, 81: 551–553.
10. Winnicott, D.W., 1989. Playing and reality. London; N.Y.: Routledge.
Рецензия
Для цитирования:
Ушанева Ю.С., Назаренко Г.В. Арт-терапевтический эффект в процессе художественного обучения средствами виртуальной реальности. Мир университетской науки: культура, образование. 2023;(4):69-74. https://doi.org/10.18522/2658-6983-2023-4-69-74
For citation:
Ushaneva Y.S., Nazarenko G.V. АRT-THERAPEUTIC EFFECT IN THE PROCESS OF ART TRAINING IN VIRTUAL REALITY. The world of academia: culture, education. 2023;(4):69-74. (In Russ.) https://doi.org/10.18522/2658-6983-2023-4-69-74