Preview

Мир университетской науки: культура, образование

Расширенный поиск

STEAM-ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В МЛАДШИХ КЛАССАХ

https://doi.org/10.18522/2658-6983-2021-9-21-27

Аннотация

Цифровизация образования вносит свои коррективы в процесс обучения и воспитания современного школьника. STEAM-формат – это одно из направлений, успешно сочетающее в себе цифровизацию, интеграцию и проектную деятельность. Этот формат широко обсуждается современными педагогами, психологами, методистами, учителями-практиками. STEAM-образование, STEAM-технологии, STEAM-методики, STEAM-подходы – это лишь незначительный перечень терминов, имеющих сегодня неоднозначные определения и рекомендации для использования в учебно-воспитательном процессе. Наличие неоднозначных определений отдельных терминов и отсутствие определения понятия «образовательная STEAM-среда» определили цель нашего исследования – выделить компоненты образовательной STEAM-среды, дать характеристику STEAM-проектирования образовательной среды на уроках математики в младших классах. В результате проведенного исследования выделены три основных компонента образовательной STEAM-среды: оборудование и материально-техническая база, субъекты учебно-воспитательного процесса, программы обучения. Оборудование и материально-техническая база – это STEAM-ресурсы, которые сегодня предлагаются как в виртуальной среде (виртуальные лаборатории), так и в реальной среде в виде различных конструкторов, робототехники. При характеристике субъектов учебно-воспитательного процесса особое место в исследовании отводится учителю и его компетентности в области STEAM-технологий и цифровых технологий. Программы обучения – это важный компонент STEAM-образовательной среды, который определяет содержание конкретной предметной области и степень STEAM-проектирования образовательной среды на уроке. Компоненты образовательной STEAM-среды были реализованы автором при конструировании уроков математики для младших школьников. В статье приведены конкретные примеры такого конструирования.

Об авторе

З. М. Кондрашова
Южный федеральный университет
Россия

Кондрашова Зоя Михайловна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования Академии психологии и педагогики 

ул. Большая Садовая, 105/42, г. Ростов-на-Дону, 344006
Телефон: (863) 218-40-00, доб. 11635



Список литературы

1. Волчегорская Е.Ю., Леонова Е.А., Фортыгина С.Н. Социально-педагогические предпосылки проблемы формирования проектировочной компетенции будущих учителей начальных классов в информационно-образовательной среде вуза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 8. С. 28–32.

2. Государев И.Б. Построение компетентностной модели электронной информационно-образовательной среды // Непрерывное образование: XXI век. 2016. № 1. С. 39–49.

3. Единые образовательные решения STEM/ STEAM. URL: https://www.surwiki.admsurgut.ru/wiki/images/6/60/STEAM.pdf.

4. Забродина И.В., Козлова Н.А., Фортыгина С.Н. Формирование ИКТ-компетентности студентов педвуза в условиях электронной информационно-образовательной среды // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8, № 3. С. 293–295.

5. Кондрашова З.М. Гуманитаризация математического образования: математика, поэзия, литература. Lambert Academic Publishing RU, 2017.

6. Морозова О.В., Духанина Е.С. STEАM-технологии в дополнительном образовании детей // Баландинские чтения. 2019. Т. 14, № 1. С. 553–556.

7. Ткаченко Е.В., Кожуховская С.М. Концепция непрерывного дизайн-образования. М.: НОУ «ИСОМ», 2006.

8. Чернова О.В., Шендрик И.Г. Проектирование образовательной среды: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006.

9. Юганова Н.А., Шелюховская М.Н. От теории к практике. Виртуальный конструктор STEM-урока. URL: https://sites.google.com/site/ stemskola/.

10. Ярошинская Е.А. Проектирование образовательной среды профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы: от теоретических основ до практической реализации // Вестник Академии знаний. 2014. № 4. С. 69–77.

11. Astin, A., 1970. The methodology of research on college impact. Washington: American Council on Education.

12. Bybee, R.W., 2013. Rationale for STEM education: challenges and opportunities. Arlington, VA: National Association of Science Teachers Press.

13. Dagger, V.E., 2010. The evolution of STEM in the United States. In: 6th Biennial International Conference on Research in Technology Education (Gold Coast, Queensland, Australia, 2010). URL: http://www.iteea.org/Resources/PressRoom/AustraliaPaper.pdf.

14. Pitt, J., 2009. Blurring the boundaries – STEM education and education for sustainable development. Design and technology education, 14 (1): 37–48.

15. Reaching new frontiers in STEM education. URL: http://www.sasolinzalofoundation.org.za/sasol_inzalo/downloads/Inzalo_brochure_1332954308300.pdf


Рецензия

Для цитирования:


Кондрашова З.М. STEAM-ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В МЛАДШИХ КЛАССАХ. Мир университетской науки: культура, образование. 2021;1(9):21-27. https://doi.org/10.18522/2658-6983-2021-9-21-27

For citation:


Kondrashova Z.M. STEAM-DESIGNING AN EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN MATHS LESSONS AT ELEMENTARY SCHOOL. The world of academia: culture, education. 2021;1(9):21-27. (In Russ.) https://doi.org/10.18522/2658-6983-2021-9-21-27

Просмотров: 20


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-6983 (Online)