ВОСПИТАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ВЫЗОВЫ
https://doi.org/10.18522/2658-6983-2021-2-17-28
Аннотация
В статье описаны трансформационные вызовы, влияющие на воспитание художественно-эстетической культуры обучающихся в системе дополнительного образования; обозначены теоретические подходы к воспитанию художественно-эстетической культуры младших школьников в контексте технологических изменений в обществе; рассмотрены возможности среды дополнительного образования детей в воспитании художественно-эстетической культуры обучающихся.
Об авторе
Р. М. ЧумичеваРоссия
Чумичева Раиса Михайловна – доктор педагогических наук, профессор Академии психологии и педагогики
пер. Днепровский, 116, корп. 4, г. Ростов-на-Дону, 344065
Телефон: (961) 296-92-02
Список литературы
1. Абраухова В.В. Формирование творческой направленности педагога и ребенка – стратегия развития учреждений дополнительного образования // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2011. № 4. С. 24–28.
2. Андрюхина Л.М. Технологии телеприсутствия – новая антропологическая платформа развития образования // Образование и наука. 2014. № 8. С. 49–64.
3. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. 1997. № 9. С. 6–8.
4. Бондаренко Н.Г., Бурняшева Л.А., Якунян М.Б. Философское осмысление духовного пространства в преломлении к специфике трансформационных процессов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 10–1. С. 20–22.
5. Буйлова Л.Н., Буданова Г.П. Дополнительное образование детей: нормативно-правовая база. М.: Школьная книга, 2008.
6. Бурняшева Л.А. К проблеме традиционного и инновационного в духовно-нравственной сфере социального бытия // Наука. Инновации. Технологии. 2008. № 3. С. 169–173.
7. Бутенко Н.В. Художественно-эстетическая культура как базовый механизм развития личности // Педагогическое образование в России. 2014. № 7. С. 138–143.
8. Вищаненко (Грошева) В.Г. Моделирование процесса формирования художественно-эстетических потребностей младших школьников на уроках музыки // Кант. 2020. № 3. С. 233–237.
9. Горский В.А., Журкина А.Я. Педагогические принципы развития системы дополнительного образования детей // Дополнительное образование. 1999. № 2. С. 4–6.
10. Гумбрехт Х. Производство присутствия. Чего не может передать значение. М.: Новое литературное обозрение, 2006.
11. Евладова Е.Б., Николаева Л.А. О развитии и самореализации личности в процессе дополнительного образования в УВК // Сельские учебно-воспитательные комплексы: самореализация и развитие личности: сб. материалов. Белгород, 1994. С. 7–12.
12. Егорова А.В. Социально-педагогические условия развития дополнительного образования детей в России: дис. ... канд. пед. наук. М., 2004.
13. Журкина А.Я. Воспитательный потенциал дополнительного образования // Дополнительное образование. 2000. № 9. С. 6–9.
14. Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества // Общественные науки и современность. 1997. № 2. С. 5–23.
15. Каргина З.А. Дополнительное образование детей: размышления о понятии // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. № 55. С. 78–81.
16. Куприна Н.Г., Медведева А.А. Приобщение младших школьников к искусству Уральского региона во внеурочной деятельности // Педагогическое образование в России. 2019. № 6. С. 77–83.
17. Липский В.Н. Феномен формообразования в эстетической и художественной культуре // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 1. С. 227–231.
18. Логинова Л.Г. Развитие системы управления качеством дополнительного образования детей в современных условиях России: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2004.
19. Лукишина Т.А. Образование как социальный феномен в контексте трансформационных процессов российского общества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 2. С. 136–139.
20. Льянова Х.Б. Формирование эстетической культуры младших школьников // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 3. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/07/1239.
21. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1–9 кл. М.: Просвещение, 1995.
22. Нефедова Н.А. Детское объединение в системе дополнительного образования школы как средство развития индивидуальности подростков: дис. ... канд. пед. наук. М., 2006.
23. Новые технологии в совместной проектной студии университета Карлтон и университета штата Пенсильвания / M. Джемтрад [и др.] // Архитектура и современные информационные технологии. 2008. № 1. URL: http://www.marhi.ru/AMIT/2008/1kvart08/Dzemtrud/article.php.
24. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. Дегуманизация искусства. М.: Искусство, 1991.
25. Рогова А.С. Образ в проектной культуре // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 5. С. 90–93.
26. Ростова А.Т. Понятие поколения и типы его трактовки // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1. 2018. Вып. 1. С. 158–163.
27. Саутиева Ф.Б., Раджабов И.М. Специфика эстетического воспитания школьников средствами искусства // Гуманитарные науки. 2019. № 2. С. 30–34.
28. Сердюченко К.Э. Методологические аспекты исследования развития личности в системе молодежного самоуправления на примере деятельности органов студенческого самоуправления вузов // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2018. Т. 216. С. 135–139.
29. Система дополнительного образования детей: концепция лаборатории проблем дополнительного образования детей / В.А. Горский [и др.] // Дополнительное образование. 1999. № 3. С. 6–14.
30. Смольников Е.В. Становление и развитие системы дополнительного образования детей в отечественной педагогике (историко-педагогический анализ): дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2006.
31. Сорокин П.А. Социология революции. М.: Астрель, 2008.
32. Фомин В.Н. Трансформационные процессы российского общества в контексте аксиологических предпосылок взаимоотношения личности и общества // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2020. № 1. С. 73–79.
33. Фромм Э. Иметь или быть? М.: АСТ: Астрель, 2011.
34. Фрумкин К.Г. Утрата человеческого облика, или Феноменологическая социология в эпоху Интернета. URL: http://nounivers.narod.ru/ofirs/kf_him.htm.
35. Хантигтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003.
36. Хачатрян Ж.Л., Карапетян В.С. Развитие культуры чувств и эстетических эмоций младших школьников в процессе интегративных уроков средствами изобразительной деятельности // Universum: Психология и образование. 2015. № 1. URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/1860.
37. Холопова В.Н. Музыкальные эмоции. М.: Альтекс, 2012.
38. Чеков М.О. Теория и практика дополнительного образования детей в России: дис. ... д-ра пед. наук. Самара, 2003.
39. Щетинская А.И., Тавстуха О.Г., Болотова М.И. Теория и практика современного дополнительного образования детей: учеб. пособие. Оренбург: Изд-во Оренбургск. гос. пед. ун-та, 2006.
40. Lichtman, H.S., 2011. What is Telehresence? Telehresence Options, Spring. URL: http://telepresenceoptions.com/magazine/subscribe.php.
41. Lombard, M. and T. Ditton, 1997. At the heart of it all: The concept of presence. Journal of Computer-Mediated Communication, 3 (2). URL: http://jcmc.indiana.edu/vol3/issue2/lombard.html.
Рецензия
Для цитирования:
Чумичева Р.М. ВОСПИТАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ВЫЗОВЫ. Мир университетской науки: культура, образование. 2021;(2):17-28. https://doi.org/10.18522/2658-6983-2021-2-17-28
For citation:
Chumicheva R.M. FOSTERING ARTISTIC AND AESTHETIC CULTURE OF STUDENTS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION: TRANSFORMATIONAL CHALLENGES. The world of academia: culture, education. 2021;(2):17-28. (In Russ.) https://doi.org/10.18522/2658-6983-2021-2-17-28