Preview

Мир университетской науки: культура, образование

Расширенный поиск

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ

https://doi.org/10.18522/2658-6983-2022-7-63-70

Аннотация

В работе представлены актуальные вопросы формирования оздоровительной физической культуры студентов. Авторы рассматривают образовательный процесс по формированию оздоровительной физической культуры студентов через систему знаний, умений, навыков и опыта. Осуществляется анализ современного образования в сфере физической культуры, в котором доминирует личностная парадигма, не имеющая однозначного понимания. Дается характеристика личностно ориентированного подхода в образовании гуманитарного и естественнонаучного направлений. Рассматривается сущность и содержание понятия «личность» как социального, всего, что есть в человеке, и понятия «человек» как биосоциального существа, обладающего внутренними физиологическими особенностями. Делается вывод о том, что в основе формирования оздоровительной культуры должен быть человек с его внутренними физиологическими характеристиками. Авторы на основе практического анализа указывают на низкую мотивацию и компетентность студентов в сфере оздоровительной физической культуры, наличие противоречий в теории и практике физической культуры, что актуализирует проведение исследований по формированию оздоровительной физической культуры студентов в системе высшего образования.

Об авторах

И. А. Пономарева
Южный федеральный университет
Россия

Пономарев Алексей Евгеньевич – кандидат педагогических наук, доцент Академии физической культуры и спорта

ул. Р. Зорге, 5, г. Ростовна-Дону, 344065

Телефон: (863) 219-97-40, 219-97-45



В. И. Бондин
Южный федеральный университет
Россия

Бондин Виктор Иванович – доктор педагогических наук, заведующий кафедрой теоретических основ физического воспитания Академии физической культуры и спорта

ул. Р. Зорге, 5, г. Ростовна-Дону, 344065

Телефон: (863) 219-97-40; 219-97-45



В. Н. Курысь
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Курысь Владимир Николаевич – доктор биологических наук, профессор кафедры теории и методики спорта факультета физической культуры и спорта

 ул. Пушкина, 1, г. Ставрополь, 355017

Телефон: (8652) 95-68-08



В. И. Мареев
Южный федеральный университет
Россия

Мареев Владимир Иванович – доктор педагогических наук, советник ректора по педагогическому образованию

ул. Большая Садовая, 105/42, г. Ростов-на-Дону, 344006

Телефон: (863) 218-40-00, доб. 20000



А. Е. Пономарев
Южный федеральный университет
Россия

Пономарев Алексей Евгеньевич – кандидат педагогических наук, доцент Академии физической культуры и спорта

ул. Р. Зорге, 5, г. Ростовна-Дону, 344065

Телефон: (863) 219-97-40, 219-97-45



Список литературы

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.

3. Бондин В.И., Жаброва Т.А. Адаптационные изменения кардиореспираторной системы у студентов под влиянием занятий физической культурой в различных условиях современной окружающей среды // Теория и практика физической культуры. 2016. № 12. С. 52–54.

4. Бондин В.И., Пономарев А.Е. Концептуальная модель оптимизации физических нагрузок оздоровительной направленности // Мир университетской науки: культура, образование. 2020. № 7. С. 45–52.

5. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Теоретико-методологические аспекты спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-25. С. 5655–5659.

6. Виленский М.Я. Студент как субъект физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1999. № 10. С. 2–5.

7. Виленский М.Я., Соловьев Г.М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. № 3. С. 2–7.

8. Волков Н.И. Пульсовые критерии энергетической стоимости упражнения // Физиология человека. 2003. № 3. С. 98–103.

9. Грицай Е.Н., Епифанова М.Г. К вопросу индивидуализации физической нагрузки студенток технического вуза на занятиях по физической культуре // Педагогический имидж. 2018. № 2. С. 110–116.

10. Индивидуализация оздоровительных программ по физическому воспитанию студентов / В.И. Бондин [и др.]. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2021.

11. Лубышева Л.И. Феномен спортивной культуры в аспекте социально-педагогического анализа // Культура физическая и здоровье. 2012. № 3. С. 5–11.

12. Матвеев А.П. Возможные ориентиры развития оздоровительной физической культуры // Ученые записки университета Лесгафта. 2018. № 8. С. 124–128.

13. Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич. Минск: Современная школа, 2010.

14. Определение функциональной стоимости основных средств тренировки юных бегунов на короткие дистанции / В.Г. Никитушкин [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2018. № 1. С. 40–42.

15. Попова Т.В., Лебедева В.В. Проблемы занятий физической культурой студенческой молодежи в условиях городской среды // Таврический научный обозреватель. 2016. № 11-3. С. 59–62.

16. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. М.: Советский спорт, 2005.

17. Психология молодежи: учебник / С.И. Самыгин [и др.]. М.: Русайнс, 2021.

18. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М.: Наука, 1974.

19. Семантика и взаимосвязь понятий «физическая культура личности», «профессионально-прикладная физическая культура личности», «профессионально-прикладная физическая подготовка» / К.Д. Чермит [и др.] // Ученые записки университета Лесгафта. 2007. № 6. С. 93–98.

20. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. Волгоград: Перемена, 1994.

21. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999.

22. Хуббиев Х.З. Принципы диалектики: методология развития взглядов на физическую культуру личности и ее формирование // Теория и практика физической культуры. 2006. № 9. С. 9–14.

23. Чечулин А.В. Автономная индивидуальность в культуре: автореф. дис… канд. филос. наук. СПб., 1993.

24. Ahlborg, G. et al., 1974. Substrate turnover during prolonged exercise in man: splanchnic and leg metabolism of glucose, free fatty acids, and amino acids. The Journal of Clinical Investigation, 53 (4): 1080–1090.

25. Astrand, P.-O., 1992. Endurance sports. In: Endurance in sport (рp. 8–15). Oxford: Blackwell.

26. Cairo, B. et al., 2021. Optimizing phase variability threshold for automated synchrogram analysis of cardiorespiratory interactions in amateur cyclists. Philosophical Transactions of the Royal Society, 379 (2212): 20200251.


Рецензия

Для цитирования:


Пономарева И.А., Бондин В.И., Курысь В.Н., Мареев В.И., Пономарев А.Е. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ. Мир университетской науки: культура, образование. 2022;(7):63-70. https://doi.org/10.18522/2658-6983-2022-7-63-70

For citation:


Ponomareva I.A., Bondin V.I., Kurys V.N., Mareev V.I., Ponomarev A.E. TOPICAL ISSUES OF THE THEORY AND PRACTICE OF DEVELOPING HEALTH-IMPROVING PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS AT A UNIVERSITY. The world of academia: culture, education. 2022;(7):63-70. (In Russ.) https://doi.org/10.18522/2658-6983-2022-7-63-70

Просмотров: 17


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-6983 (Online)