ОПЫТ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С АГЕНЕЗИЕЙ МОЗОЛИСТОГО ТЕЛА
https://doi.org/10.18522/2658-6983-2023-1-47-54
Аннотация
В статье представлены результаты применения специальных педагогических техник в сочетании с логопедическим воздействием на развитие в системе ранней помощи детям с агенезией мозолистого тела. В обследовании приняло участие пять детей второго года жизни, наблюдение за которыми в рамках ранней помощи проводили в течение полутора-двух лет. Диагностику состояния детей осуществляли с использованием программы «Каролина»; в качестве критериев состояния ребенка использовали процессы познания, коммуникативные и социальные навыки, развитие мелкой и крупной моторики. Для каждого ребенка была разработана индивидуальная программа коррекционно-логопедической работы, нацеленная на развитие сенсорных систем разной модальности, межполушарных взаимоотношений и речи. Результаты контрольного эксперимента подтвердили эффективность проведенной коррекционно-логопедической работы.
Об авторах
А. М. МенджерицкийРоссия
Менджерицкий Александр Маркович – доктор биологических наук, профессор кафедры коррекционной педагогики Академии психологии и педагогики
пер. Днепровский, 116, корп. 4, г. Ростов-на-Дону, 344065
Телефон: (863) 218-40-00, доб. 11635; 8-961-296-92-02
М. Б. Ингерлейб
Россия
Ингерлейб Михаил Борисович – старший преподаватель кафедры психологии образования Академии психологии и педагогики
пер. Днепровский, 116, корп. 4, г. Ростов-на-Дону, 344065
Телефон: (863) 218-40-00, доб. 11635; 8-961-296-92-02
М. В. Слепцова
Россия
Слепцова Марина Викторовна – магистрант кафедры коррекционной педагогики Академии психологии и педагогики
пер. Днепровский, 116, корп. 4, г. Ростов-на-Дону, 344065
Телефон: (863) 218-40-00, доб. 11635; 8-961-296-92-02
Е. С. Деменцева
Россия
Деменцева Елена Сергеевна – магистрант кафедры коррекционной педагогики Академии психологии и педагогики
пер. Днепровский, 116, корп. 4, г. Ростов-на-Дону, 344065
Телефон: (863) 218-40-00, доб. 11635; 8-961-296-92-02
Список литературы
1. Агенезия мозолистого тела, ассоциированная с наследственными синдромами / О.А. Милованова [и др.] // Анналы клинической и экспериментальной неврологии. 2017. Т. 10, № 2. С. 62–67.
2. Александрова Л.Ю. Специально-педагогические техники как направление логопедической помощи детям раннего возраста в условиях материнской депривации // Вестник Новгородского государственного университета. 2011. № 64. С. 8–11.
3. Ковязина М.С., Балашова Е.Ю. Особенности высших психических функций при патологии мозолистого тела // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 313. С. 193–200.
4. Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка / Р.В. Тонкова-Ямпольская [и др.]. М.: Просвещение, 1989.
5. Приходько О.Г. Специфика речевого развития детей первых лет жизни различных нозологических групп // Специальное образование. 2018. № 4. С. 95–105.
6. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями / под ред. Н.Ю. Барановой. СПб.: СПб. ин-т раннего вмешательства, 2004.
7. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: рабочая тетрадь. Ростов н/Д: Феникс, 2017.
8. Akhmetzyanova, A.I., 2014. Correction of sensorimotor functions of pre-lingual children with cerebral palsy in the context of lekoteka. World Applied Sciences Journal, 29 (6):743–746.
9. Ballardini, E. et al., 2018. Prevalence and associated factors for agenesis of corpus callosum in Emilia Romagna (1981–2015). European Journal of Medical Genetics, 61: 524–530.
10. Brown, W.S. et al., 2012. Decision-making in individuals with agenesis of the corpus callosum: expectancy-valence in the Iowa Gambling Task. Archives of Clinical Neuropsychology, 27: 532–544.
11. Chiappedi, M. and M. Bejor, 2010. Corpus callosum agenesis and rehabilitative treatment. Italian Journal of Pediatrics, 36: 64. URL: https://doi.org/10.1186/1824-7288-36-64.
12. Edwards, T.J. et al., 2014. Clinical, genetic and imaging findings identify new causes for corpus callosum development syndromes. Brain, 137 (6): 1579–1613.
13. Ferreira Furtado, L.M. et al., 2022. The role of neuroplasticity in improving the decision-making quality of individuals with agenesis of the corpus callosum: A systematic review. Cureus, 14 (6): e26082. URL: https://doi.org/10.7759/cureus.26082.
14. Hausmann, M. et al., 2005. Sound lateralization in subjects with callosotomy, callosal agenesis, or hemispherectomy. Brain Research. Cognitive Brain Research, 25 (2): 537–546.
15. Paul, L.K., S.R. Pazienza and W.S. Brown, 2021. Alexithymia and somatization in agenesis of the corpus callosum. Social Cognitive and Affective Neuroscience, 16: 1071–1078.
16. Paul, L.K. et al., 2007. Agenesis of the corpus callosum: genetic, developmental and functional aspects of connectivity. Nature Reviews Neuroscience, 8: 287–299.
17. Sacco, S., M.L. Moutard and J. Fagard, 2006. Agenesis of the corpus callosum and the establishment of handedness. Developmental Psychobiology, 48 (6): 472–481.
18. Tomaiuolo, F. et al., 2014. Morphometric changes of the corpus callosum in congenital blindness. PLoS One, 9 (9): e107871. URL: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0107871.
Рецензия
Для цитирования:
Менджерицкий А.М., Ингерлейб М.Б., Слепцова М.В., Деменцева Е.С. ОПЫТ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С АГЕНЕЗИЕЙ МОЗОЛИСТОГО ТЕЛА. Мир университетской науки: культура, образование. 2023;(1):47-54. https://doi.org/10.18522/2658-6983-2023-1-47-54
For citation:
Menzheritsky A.M., Ingerleib M.B., Sleptsova M.V., EXPERIENCE OF EARLY ASSISTANCE TO CHILDREN WITH AGENESIA OF THE CALLOSUM. The world of academia: culture, education. 2023;(1):47-54. (In Russ.) https://doi.org/10.18522/2658-6983-2023-1-47-54