ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФЕНОМЕНА НАСТАВНИЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
https://doi.org/10.18522/2658-6983-2022-5-77-84
Аннотация
В статье рассматривается наставничество как один из древнейших способов передачи знаний, который и в настоящее время не утратил своей актуальности. Демонстрируется развитие наставничества в различные исторические периоды. Рассматривается влияние наставников наследников российского престола на систему образования в целом в стране. Авторы отмечают, что наставничество – это двусторонний, субъект-субъектный процесс, который позволяет влиять не только на профессиональное становление молодого педагога, но и на профессиональное развитие опытного учителя-наставника.
Ключевые слова
Об авторах
И. Э. КуликовскаяРоссия
Куликовская Ирина Эдуардовна – доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольного образования Академии психологии и педагогики
пер. Днепровский, 116, корп. 4, г. Ростов-на-Дону, 344065
Телефон: (961) 296-92-02
Ю. В. Боярская
Россия
Боярская Юлия Владимировна – аспирант кафедры дошкольного образования Академии психологии и педагогики
пер. Днепровский, 116, корп. 4, г. Ростов-на-Дону, 344065
Телефон: (961) 296-92-02
Список литературы
1. Абрамовских Н.В., Казаева Е.А. Тьюторство: история и современность // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2013. № 3. С. 156–162.
2. Белоусов А.Б. Воспитатели, наставники и преподаватели великого князя Владимира Александровича // Императорская фамилия в истории России: к 80-летию убийства в Петрограде великих князей Павла Александровича, Дмитрия Константиновича, Николая Михайловича и Георгия Михайловича: сб. статей. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. С. 20–22.
3. Галагузова М.А., Головнев А.В. Наставничество из прошлого в настоящее // Педагогический журнал Башкортостана. 2018. № 6. С. 16–22.
4. Данилов С.В., Шустова Л.П. Профессио-нальноличностные затруднения будущих и молодых педагогов: опыт сравнительного исследования // Поволжский педагогический поиск. 2018. № 2. С. 75–80.
5. Джуринский А.Н. История педагогики: учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 2000. 6. Дудникова О.Г. Наставники великих князей при дворе российских монархов в XVII–XIX вв. // Военно-исторический журнал. 2012. № 4. С. 39–44.
6. Заир-Бек С.И., Мерцалова Т.А., Анчиков К.М. Кадры школьного образования: возможности и дефициты // Мониторинг экономики и образования. 2020. № 18. URL: https://www.hse.ru/data/2020/09/28/1368655563/Выпуск%2018-2020%20Кадры%20школьного%20образования_возможности%20и%20дефициты.pdf.
7. Ксенофонт. Сократические сочинения. М.: Мир книги: Литература, 2007.
8. Льюис Г. Менеджер-наставник. Стратегия раскрытия таланта и распространения знаний. Минск: Амалфея, 1998.
9. Махмутов М.И., Таланчук Н.М. Педагогика наставничества. М.: Советская Россия, 1981.
10. Паспорт национального проекта «Образование». URL: http://static.government.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf.
11. Ушинский К.Д. Три элемента школы // Собр. соч.: в 11 т. М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. Т. 2. С. 42–68.
12. Челнокова Е.А., Тюмасева З.И. Тьюторская система в образовательной практике Великобритании // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, № 2. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/986/723.
13. Broughton, R.S., M.V. Plaisime and M.C. Green Parker, 2019. Mentorship: the necessity of intentionality. American Journal of Orthopsychiatry, 89 (3): 317–320.
14. Liénard, J.F. et al., 2018. Intellectual synthesis in mentorship determines success in academic careers. Nature communications, 9 (1): 4840. URL: https://doi.org/10.1038/s41467-018-07034-y.
Рецензия
Для цитирования:
Куликовская И.Э., Боярская Ю.В. ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФЕНОМЕНА НАСТАВНИЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ. Мир университетской науки: культура, образование. 2022;(5):77-84. https://doi.org/10.18522/2658-6983-2022-5-77-84
For citation:
Kulikovskaya I.E., Boyarskaya Yu.V. PHENOMENON OF MENTORING IN HISTORICAL RETROSPECTIVE AND MODERN PEDAGOGY. The world of academia: culture, education. 2022;(5):77-84. (In Russ.) https://doi.org/10.18522/2658-6983-2022-5-77-84