Теоретические основы содержания инновационного образования в оздоровительной физической культуре студентов
https://doi.org/10.18522/2658-6983-2022-3-60-67
Аннотация
В статье рассматриваются теоретические основы содержания инновационного образования в оздоровительной физической культуре студентов. Отмечается, что понимание фундаментальных механизмов регуляции организма в процессе занятий физическими упражнениями в свете теории гомеостаза и гомеокинеза является важнейшим аспектом теории инновационного образования по оздоровительной физической культуре. Рассматриваются современные модели и технологии индивидуализации физических нагрузок учащейся молодежи, основанные на принципах оздоровительной направленности, индивидуализации, доступности, наглядности, гармонизации и ценностного отношения к своему здоровью. Автор предлагает рассматривать теоретические основы содержания инновационного образования в оздоровительной физической культуре в информационном, исследовательском, интеллектуальном, креативном, диагностическом, прогностическом, коммуникативном, аксиологическом, управленческом и проектировочном компонентах физкультурно-оздоровительной деятельности.
Об авторе
И. А. ПономареваРоссия
Ирина Александровна Пономарева, кандидат медицинских наук, доцент
Академия физической культуры и спорта
344065; ул. Р. Зорге, 5; Ростов-на-Дону
Телефон: (863) 219-97-40
Список литературы
1. Ахметов С.М., Письменный С.А. Взаимосвязь показателей физической подготовленности, психических процессов, эмоционально-волевых свойств и морально-нравственных качеств с успешностью обучения студенток 1–5 курсов // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава КГУФКСТ. 2018. № 1. С. 216–217.
2. Баланев Д.Ю., Капилевич Л.В., Шилько В.Г. Перспективы применения методов мониторинга двигательной активности человека в спорте // Теория и практика физической культуры. 2015. № 1. С. 58–60.
3. Блинков С.Н., Бувашкин О.Е. Реакция на воздействие физических нагрузок различной направленности показателей сердечного ритма школьниц 11–14 лет // Ученые записки университета Лесгафта. 2017. № 1. С. 29–32.
4. Болотин А.Э., Борисов А.В., Скрипачев С.А. Педагогическая модель физической подготовки курсантов вузов ПВО с применением нормирования тренировочной нагрузки // Ученые записки университета Лесгафта. 2014. № 9. С. 11–14.
5. Бондин В.И., Пономарев А.Е. Концептуальная модель оптимизации физических нагрузок оздоровительной направленности // Мир университетской науки: культура, образование. 2020. № 7. С. 45–52.
6. Бондин В.И., Пономарев А.Е. Педагогический контроль тренировочных нагрузок в оздоровительной физической культуре // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2018. № 6. С. 131–138.
7. Взаимосвязь вариабельности сердечного ритма и показателей теста Люшера у мальчиков-подростков / А.Л. Корепанов [и др.] // Гуманитарно-педагогическое образование. 2016. Т. 2, № 4. С. 24–31.
8. Галимова А.Г. Повышение уровня физической подготовленности курсантов вузов МВД России средствами кроссфит : дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2017.
9. Маямсин Н.Б. Динамика показателей физической подготовленности курсантов Вольского военного института материального обеспечения с учетом биоэнергетических типов организма // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-4. С. 109–119.
10. Муханова Н.В. Педагогические условия формирования познавательной активности учащихся в процессе общего образования в области физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2019.
11. Некоторые аспекты теории и практики проектирования индивидуальных программ физического воспитания студентов / В.И. Бондин [и др.] // Мир университетской науки: культура, образование. 2020. № 10. С. 135–140.
12. Пономарев А.Е., Пономарева И.А. Актуальные проблемы мониторинга функционального состояния занимающихся физической культурой и спортом // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. № 5. С. 40–47.
13. Роль биологической диагностики вегетативной регуляции сердечного ритма в процессе организации физической активности / В.И. Бондин [и др.] // Биомедицинская радиоэлектроника. 2018. № 3. С. 43–45.
14. Пауесов С.А. Развитие выносливости курсантов военного вуза на основе комплексного применения дыхательных упражнений : дис. ... канд. пед. наук. Чайковский, 2019.
15. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика : учебник. М.: КноРус, 2012.
16. Шлык Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов. Ижевск: Удмурт. ун-т, 2009.
17. Cairney, J. et al., 2019. Physical literacy, physical activity and health: Toward an evidence-informed conceptual model. Sports Medicine, 49 (3): 371–383.
18. Cholewa, J.M. et al., 2018. The effects of moderate-versus high-load resistance training on muscle growth, body composition, and performance in collegiate women. Journal of Strength & Conditioning Research, 32 (6): 1511–1524.
19. Gibson, A.M. et al., 2018. A longitudinal examination of students’ health behaviours during their first year at university. Journal of Further and Higher Education, 42 (1): 36–45.
20. Hannon, V., Patton, A. and J. Temperley, 2011. Developing an innovation ecosystem for education: White Paper. December 2011. URL: https://www.cisco.com/c/dam/en_us/solutions/industries/docs/education/ecosystem_for_edu.pdf.
21. Moser, M. et al., 1994. Heart rate variability as a prognostic tool in cardiology. A contribution to the problem from a theoretical point of view. Circulation, 90: 1078–1082.
22. Schmid, J., S. Haible and G. Sudeck, 2020. Patterns of physical activity-related health competence: stability over time and associations with subjective health indicators. German Journal of Exercise and Sport Research, 50: 218–228.
23. Snedden, T.R. et al., 2019. Sport and physical activity level impacts health-related quality of life among collegiate students. American Journal of Health Promotion, 33 (5): 675–682.
24. Stefanaki, D.G.A., A. Dzulkarnain and S.R. Gray, 2019. Comparing the effects of low and high load resistance exercise to failure on adaptive responses to resistance exercise in young women. Journal of Sports Sciences, 37 (12): 1375–1380.
25. Warburton, D.E.R. and S.S.D. Bredin, 2017. Health benefits of physical activity : a systematic review of current systematic reviews. Current opinion in cardiology, 32 (5): 541–556.
Рецензия
Для цитирования:
Пономарева И.А. Теоретические основы содержания инновационного образования в оздоровительной физической культуре студентов. Мир университетской науки: культура, образование. 2022;(3):60-67. https://doi.org/10.18522/2658-6983-2022-3-60-67
For citation:
Ponomareva I.A. Theoretical foundations of the content of innovative physical education of students. The world of academia: culture, education. 2022;(3):60-67. (In Russ.) https://doi.org/10.18522/2658-6983-2022-3-60-67