АКТУАЛИЗАЦИЯ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
https://doi.org/10.18522/2658-6983-2022-4-51-59
Аннотация
В статье представлены результаты применения метода актуализации сенсорно-перцептивной деятельности для коррекции речевых нарушений у младших школьников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. В исследовании приняли участие 26 детей в возрасте 7,5–8,5 года. Коррекцию речевых нарушений в контрольной группе (n = 12) проводили с использованием стандартного логопедического подхода, в экспериментальной группе (n = 14) – с использованием модифицированной методики актуализации сенсорно-перцептивной деятельности Л.Ф. Фатиховой. Диагностику уровня развития речи проводили с помощью адаптированных методик Т.А. Фотековой. Для выявления связи между нарушениями речи и функции восприятия определяли показатели зрительного (по методике «Фигуры Поппельрейтера») и слухового восприятия (по методике Л.С. Цветковой). После коррекционной работы проводили повторную диагностику. Была подтверждена гипотеза о том, что при условии индивидуального подхода к развитию сенсорно-перцептивной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития эффективно осуществляется коррекция нарушений речевого развития.
Об авторах
Г. В. КарантышРоссия
Карантыш Галина Владимировна – доктор биологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики Академии психологии и педагогики
пер. Днепровский, 116, корп. 4, г. Ростов-на-Дону, 344065 Телефон: 8-918-528-94-38
А. М. Менджерицкий
Россия
Менджерицкий Александр Маркович – доктор биологических наук, профессор Академии психологии и педагогики
пер. Днепровский, 116, корп. 4 г. Ростов-на-Дону, 344065 Телефон: 8-961-296-92-02
О. В. Курушина
Россия
Курушина Олеся Владимировна – старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики Академия психологии и педагогики
пер. Днепровский, 116, корп. 4 г. Ростов-на-Дону, 344065 Телефон: 8-961-296-92-02
К. Т. Экзарян
Россия
Экзарян Кристина Тиграновна – магистрант кафедры коррекционной педагогики Академии психологии и педагогики
пер. Днепровский, 116, корп. 4 г. Ростов-на-Дону, 344065 Телефон: 8-961-296-92-02
Список литературы
1. Бабкина Н.В. Современные тенденции в образовании и психолого-педагогическом сопровождении детей с задержкой психического развития // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2021. № 202. С. 36–44.
2. Захарова Е.А. Особенности перцептивно-речевого развития детей с проблемами в развитии // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. № 3 (3). С. 143–151.
3. Инденбаум Е.Л. К чему приводит стихийная инклюзия // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2013. № 4. С. 32–38.
4. Каменская В.Г., Кожевникова О.А. Сравнительный анализ скорости и качества выполнения интеллектуальных и перцептивно-моторных задач старшими дошкольниками с разным уровнем развития речи // Психология образования в поликультурном пространстве. 2014. Т. 4, № 28. С. 76–85.
5. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. Москва: ПЕР СЭ, 2002.
6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. М.: ВЛАДОС, 2004.
7. Лапп Е.А. Проект модульной программы подготовки учителя-дефектолога (бакалавра) для работы с детьми с задержкой психического развития // Дефектология. 2021. № 3. С. 61–73.
8. Малофеев Н.Н. Научные достижения отечественной дефектологии как базис современной профилактической, коррекционной и реабилитационной помощи детям с нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2014. № 2. С. 3–10.
9. Мурашова И.Ю. Роль полимодального восприятия в речевом развитии ребенка // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2015. № 1. С. 155–166.
10. Фатихова Л.Ф. Диагностика и коррекция сенсорно-перцептивной деятельности дошкольников с интеллектуальными нарушениями // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2016. № 3. С. 50–59.
11. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи у младших школьников. М.: Аркти, 2000.
12. Amor, A.M. et al., 2019. International perspectives and trends in research on inclusive education: A systematic review. International Journal of Inclusive Education, 23 (12): 1277–1295.
13. Bishop, D.V.M., 2006. What causes specific language impairment in children? Current Directions in Psychological Science, 15 (5): 217–221.
14. Bishop, D.V.M. and M. Rutter, 2008. Neurodevelopmental disorders: Conceptual issues. In: Rutter’s child and adolescent psychiatry (pp. 32–42). Oxford: Blackwell.
15. Chen, L. and J. Lei, 2017. The development of visual speech perception in Mandarin Chinese-speaking children. Clinical Linguistics and Phonetics, 31 (7–9): 514–525.
16. Crawford, S.G. and D. Dewey, 2008. Co-occurring disorders: a possible key to visual perceptual deficits in children with developmental coordination disorder? Human Movement Science, 27 (1): 154–169.
17. Rubinsten, O. and A. Henik, 2009. Developmental dyscalculia: Heterogeneity might not mean different mechanisms. Trends in Cognitive Sciences, 13: 92–99.
18. Tomas, E. and C. Vissers, 2019. Behind the scenes of developmental language disorder: Time to call neuropsychology back on stage. Frontiers in Human Neuroscience, 12: 517. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fnhum.2018.00517/full.
19. Vissers, C. and S. Koolen, 2016. Theory of mind deficits and social emotional functioning in preschoolers with specific language impairment. Frontiers in Psychology, 7: 1734. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2016.01734/full.
20. Wang, H.L. et al., 2016. Auditory perception, suprasegmental speech processing, and vocabulary development in Chinese preschoolers. Perceptual and Motor Skills, 123 (2): 365–382.
21. Weerdenburg, M. van, L. Verhoeven and H. van Balkom, 2006. Towards a typology of specific language impairment. Journal of Child Psychology and Psychiatry, and allied disciplines, 47: 176–189.
Рецензия
Для цитирования:
Карантыш Г.В., Менджерицкий А.М., Курушина О.В., Экзарян К.Т. АКТУАЛИЗАЦИЯ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ. Мир университетской науки: культура, образование. 2022;(4):51-59. https://doi.org/10.18522/2658-6983-2022-4-51-59
For citation:
Karantysh G.V., Mendzheritsky A.M., Kurushina O.V., Ekzaryan K.T. ENCOURAGING SENSORY-PERCEPTUAL ACTIVITY OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION FOR SPEECH DISORDERS CORRECTION. The world of academia: culture, education. 2022;(4):51-59. (In Russ.) https://doi.org/10.18522/2658-6983-2022-4-51-59